ООО МКАД | о такси в Москве

Такси в Москве

Историки транспорта утверждают – именно 22 марта 1907 года на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. Лондонские извозчики назвали счетчик «таксиметр» — от французского «такс» («плата»), и греческого «метрон» («измерение»). С тех пор индивидуальный городской транспорт начали называть такси, извозчиков — таксистами, а 22 марта стал международным днём таксиста.

Первые лондонские автомобили такси были зеленого и красного цветов. Желтый цвет, который мы считаем традиционным для этих машин, появился с легкой руки Джона Хертца), основателя компании Hertz Corporation. Принимая старые автомобили в счет уплаты за новые, предприимчивый американец перекрашивал подержанные машины в желтый цвет и использовал их в качестве такси. Естественно, такие яркие автомобили легко было заметить на улицах города, и позже практику перекрашивать такси в желтый цвет взяли за правило почти все подобные компании.

А вот Россию таксомотор завоевал из глубинки примерно в это же время: первый появился в Верном – столице тогдашней Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Его владельцем стал коммерсант из ныне киргизского Токмака Бабахан Нурмухаммедбаев, который в 1906 году привёз в Верный автомобиль марки «Берлие», собранный на московском сборочном заводе кузовов «Братья Крыловы».

Первым таксистом, которого Нурмухаммедбаев доставил в Верный, стал 25-летний крестьянин-финн из Лифляндской губернии Иоганн Рейнвальд. Врожденная предприимчивость очень скоро сделал его совладельцем первого в России таксопарка, перевозившего грузы и пассажиров в Западный Китай и Монголию.

В Москву такси вошло следом за Лондоном – в 1907 году. Тогда газета «Голос Москвы» писала: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «Ольдсмобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливаясь на углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков».

По свидетельству «Справочника автомобилизма» за 1911 год слово «таксомотор» впервые пустил в обиход петербургский предприниматель и агент по продаже автомобилей Самуил Осипович Фриде. Назвал он так принадлежащие ему машины со счетчиками для определения платы за проезд. Позднее в обиходной речи это название сократилось до короткого слова «такси», которое распространилось во всем мире. В 1913 году Петербург уже располагал 328 такси, а Москва — 217 машинами.

СОВЕТСКИЕ БРАУНИНГИ

Таксисты работали в Москве и Питере во время первой Мировой войны, не стала преградой для таксистов и октябрьская революция: старые таксисты работали до 1918 года, но постановлением Петроградской Трудовой Коммуны от 6 июня 1918 года таксомоторы у частных владельцев были конфискованы и переданы на обслуживание аппарата этой самой Коммуны. Подобная участь постигла и московские таксомоторы. Лишь в 1925 году такси в СССР было решено возродить. Тогда в Москву прибыли сто двадцать маленьких черных таксомоторов Renault-KG. За их чёрный цвет москвичи прозвали их Браунингами.

Первые таксисты на Рено сразу поняли где в Москве самые денежные места и 25 июля 1925 года встали на площади трех вокзалов. Первыми такси советского производства – ГАЗА — появились в 1933 году. С 1936 года на линиях использовались и представительские автомобили ЗиС-101, но их использовали в основном как маршрутки, которые следовали по Садовому кольцу.  Проезд на таком шикарном авто стоил один рубль, а проезд в метро и в автобусе —  50 копеек, троллейбусе —  – 40, трамвае – 30 копеек. ЗиСы прослужили в Москве всю войну. Правда, из-за нехватки бензина на линию выезжали лишь 8-10 машин в день.

ВРЕМЯ ПОБЕДЫ

После войны на московские улицы вышли такси – «Победы». Она же стала и первым отечественным таксомотором, на борта которого были нанесены знаменитые белые квадраты, в народе называемые «шашечками». Во второй половине 1950-х-начале 1960-х в такси в небольших количествах работали ГАЗ-12 ЗИМ. Проезд в них стоил дороже, чем в «Победе» или «Волге». Кстати, зеленый огонёк такси, символизирующий, что оно свободно, появился на ГАЗ-21 в 1959 году.

В 1961 году окраска такси изменилась: «Шашечки» стали наносить лишь на передние двери, а между ними располагалась большая буква «Т» в круге. Во второй половине 1960-х-начале 1970-х ГАЗ-21, прошедшие капремонт на авторемонтных заводах, стали окрашивать в белый цвет с оранжевой крышей. В народе эти автомобили прозвали «красными шапочками».

В начале 1970-х в качестве такси стали использовать в основном «Волгу» ГАЗ-24-01. С развалом Советского Союза государственные таксомоторы ушли в небытие, а таксопарки обзавелись в основном маршрутками. В середине 90-х в Москве стали появляться таксомоторные компании, оснащённые Волгами-31029.

Теперь Автопарк компаний, на догогах Москвы, достаточно молодой: 96% заказов выполняют машины не старше 4 лет. Чаще всего на вызовы приезжают автомобили Hyundai, Skoda и Ford. Эти модели берут около 60% заказов. Самые популярные модели у таксистов столицы —  Hyundai Solaris, Skoda Octavia и Ford Focus.